Анализируя творческий процесс выдающихся мастеров изобразительного искусства, мы очень часто встречаемся, наряду с законченными фундаментальными произведениями, и с бесчисленными набросками и зарисовками. При изучении этих набросков и зарисовок становится очевидным, что все они являются той основой, без которой немыслимо изучение художником действительности, выявление характерного, типичного в объектах изображения, невозможно создание подлинно реалистического произведения искусства. Здесь могут быть и портретные наброски, зарисовки фигур людей, сценок на улице, в мастерской, в общественных зданиях, наброски и зарисовки животных, птиц, пейзажа, архитектуры. Нередко можно встретить и наброски, которые представляют собой ярко выраженное решение тех или иных фрагментов конкретной композиции.
Иногда набросок, сделанный художником с заинтересовавшей его сюжетной группы людей, уголка природы, может стать отправной точкой создания картины. Вот почему так дорожат художники своими путевыми зарисовками, ценными тем, что они хранят те чувства и настроения, которые художники испытывали при непосредственном восприятии явлений и событий. Рембрандт говорил: «Учись, прежде всего, следовать богатой природе и отображать то, что найдешь в ней. Небо, земля, море, животные, добрые и злые люди все служит для нашего упражнения».
Такое собирание материала впрок в виде набросков и зарисовок играетзначительную роль в творческой деятельности художников. Накопление набросков и зарисовок другими словами, сбор рабочего материала — заранее дает общую подготовленность художнику к созданию того или иного художественного произведения. И наоборот, отсутствие значительного материала наблюдении затрудняет деятельность творческого воображения. Наброски, результат прошлых наблюдений, — богатая пища для воображения художника.
Художественный образ не возникает мгновенно. Художественные образы формируются постепенно, они как бы выкристаллизовываются в процессе огромной и трудной творческой работы. Причем новый образ включает в себя то, что наблюдалось в прошлом опыте. Е. И. Игнатьев утверждает, что новый образ это новое сочетание того, что художник видел и слышал как бы в разбросанном виде.
Работа над композицией немыслима без собирания рабочего материала в виде набросков. Нужно художнику найти движение, поворот той или иной фигуры, пространственные отношения лиц первого и следующих планов, определить линию горизонта, наметить распределение светотени в картине, изучить направление фигуры или жест руки, которые никак не получаются в эскизе и на холсте. — выручает набросок.
Наброски как подготовительный, подсобный материал в работе над композицией представляют собой необходимый компонент единого творческого процесса создания художественного произведения.
Известно, что выполнение тематической композиции делится на ряд этапов:Наброски, как неотъемлемая часть процесса создания картины, обычно сопровождают все указанные этапы, и в этом заключается одно из важных значений быстрых рисунков.
На основании сказанного все наброски и зарисовки можно разделить на две основные категории. В первую категорию входят наброски, непосредственно не связанные с конкретной композицией, являющиеся повседневным средством изучения тех или иных особенностей и закономерностей натуры. Это, так сказать, материал, собираемый впрок; что не исключает применения этих набросков при работе над художественным произведением. Примером таких набросков может служить рисунок Рембрандта «Уличная сцена».