В набросках и зарисовках подобного типа решаются одновременно задачи выявления конструктивных закономерностей предметов, индивидуальной формы, света и тени, положения объекта в пространстве. Так как рисующий должен решить столько задач одновременно в очень короткий срок, то набросок выполняется упрощенно, иногда приближаясь к схеме. Из-за малого количества времени построение наброска начинается с главного — с фиксирования на листе бумаги движения натуры, пропорций, света и тени.
Натура воспринимается общей массой, тоновым пятном. Зрительный образ, сложившийся при первом взгляде на натуру, в силу того что рисующий уже знает, что конкретно он должен выяснить в натуре и как он будет изображать, имеет большое значение в течение всего времени выполнения наброска, и особенно на первом этане наблюдения и выполнения.
Как правило, наброски начинаются с двух-трех линий, определяющих габаритные размеры предмета по горизонтали и вертикали, затем тоном обрабатывается один участок, второй и т.д. Выбранные для обработки тоном участки характеризуются значительной протяженностью в одном каком-нибудь направлении и резко отличаются по светосиле от соседних участков.
На следующей стадии рисования зрительный образ уточняется и конкретизируется, что хорошо видно в рисунке. Рисующий более внимательно рассматривает направление контура, места перехода одного участка абриса в другой; начинает рассматривать тоновые пятна не только по основным градациям — свет и тень, а и по другим, переходным, градациям — полутень, рефлекс и т.п. Конкретнее намечается граница как общего силуэта предмета, так и его частей.
Заключительным этапом является снова обобщение.
Перед нами карандашный набросок к мужскому портрету Тициана. Рисунок Тициана дает психологическую характеристику изображаемого человека. Пометив короткими малозаметными штрихами общее композиционное положение головы, мастер тут же начинает отмечать расположение частей лица — глаз, носа, губ, подбородка. Объем форм выявляется контрастной тональной прокладкой больших плоскостей. Так, пометив двумя короткими тонкими линиями направление левой брови и переносицы, четкую границу перехода формы лба в глазничную впадину, художник покрывает последнюю сплошными широкими штрихами, сливающимися в единое то новое пятно, совершенно не прорисовывая глаз, бровь и их части. Точно так же изображается правая глазничная впадина. Годным сплошным пятном смотрится и тень внизу крыла носа, переходящая и падающую от носа тень. Широкими штрихами обозначаются губы, складки около губ, тень на щеке и подбородке.
Однако если мы внимательно присмотримся к наброску, то увидим, что Тициан не механически заштриховывает поверхности, находящиеся в тени, а с учетом закономерностей формы, с соблюдением всех особенностей законов светотени. Например, в тех местах, где освещенная поверхность переходит резко в затемненную, тень более густая. Так, общая тень на нижней поверхности носа и под ним — самая интенсивная на рисунке: этот участок является самым близким к зрителю местом находящимся в тени. Немного слабее наносится тень в глазных впадинах, особенно в правой. И совсем слабо заштриховывается подбородок: здесь из-под линий карандаша просвечивает поверхность бумаги. Едва заметно обозначена тень на волосах. Тициан совершенно не прорисовывает полутени.
Такой общий тональный разбор затемненных поверхностей формы без проработки светотенью освещенных мест делает набросок очень живописным. Чувствуется, что художник, смотря на объект с точки зрения живописца, любуется игрой света и тени и, изображая этот объект графически, старается добиться поставленной цели прежде всего живописно-тональным решением формы (слово «живописный» рассматривается в смысле тонального богатства рисунка и не ассоциируется с понятием «цвет»). Линия в том значении, какое ей придавали Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, здесь отсутствует.
Воспринимая натуру общей массой, тональными отношениями формы, Тициан с самого начала направляет внимание на то, что нужно решить. Создание образа «пятном» происходит у художника под влиянием поставленной задачи, формирующийся образ вначале восприятия натуры, когда художник в общем-то заранее знает, на что он должен обратить внимание в натуре, как будет изображать объект, имеет решающее значение. Затем доминирующее влияние оказывают элементы непосредственного восприятия и после этого снова элементы воображения.
Двигаемся к зарисовке предметов быта.