Выполнение набросков линиями с тоновой проработкой формы

Широко применяется и способ выполнения набросков линиями с одновременной проработкой формы тоном.

Рисующий, начиная построение формы с общего контура, сразу начинает моделировать отдельные объемные массы, расположенные в пространстве в определенной связи друг с другом и выявляющиеся светом и тенью. Линии в таких набросках прерывистые, штрих или тушевка подчеркивают и уточняют форму. В этом случае тоновая обработка формы идет параллельно с проведением первых линий, показывающих очертание объекта или отдельных его частей. Часто на начальной стадии набросок начинается тонкими, безнажимными линиями по общему очертанию объекта изображения, после чего ведется обработка рисунка тоном.

Леонардо да Винчи

Данным способом выполнены многие наброски Леонардо да Винчи (1452—1519). Великий итальянский художник, математик, механик и инженер Леонардо да Винчи считал набросок средством познания реальности во всем её бесконечном многообразий, точнейшим инструментом для выражения множества наблюдений, опытов, творческих замыслов и исканий. В научных и технических изысканиях Леонардо рисунок редко остается простой иллюстрацией: очень часто это продолжение, развитие и обогащение мысли, переданной в образной форме.

Леонардо да Винчи рисовал все, что привлекало его пытливое внимание, рисовал всегда и везде. Он имел обыкновение повсюду носить с собой маленькие альбомчики, где делал бесчисленные зарисовки, которые использовал потом при работе над задуманной картиной. Леонардо любил рисовать и животных — кошек, лошадей, медведей: среди его рисунков животных имеются маленькие моментальные наброски движений, анатомические этюды мускулатуры и скелетов, тонко подмеченные ракурсы. Очень часто на одном и том же листе показано строение какого-либо растения, тут же — наброски лошади или портретные зарисовки группы людей.

Автор живописных полотен, равных которым нет не только по качеству исполнения, но и по широте изображения явлений окружающего мира, Леонардо был и первоклассным мастером рисунка, одинаково виртуозно владеющим углем и сангиной, карандашом и кистью, пером и пастелью, что позволяло ему решать самые разнообразные творческие задачи.

Один из ранних набросков Леонардо помечен 1473 годом и изображает пейзаж окрестностей Флоренции. Никто еще до Леонардо пространство и структуру каменистой почвы, деревья с их трепетно дрожащей листвой, горы, даль не ставил самостоятельной целью изображения в рисунке. Художник с самого начала ищет и добивается общего результата восприятия мира как живой целостности. Рассмотрим в качестве примера его зарисовки лошадей для конного монумента Сфорцы. Рисунки выполнены серебряным штифтом на розовой грунтованной бумаге.

На листе бумаги мы видим четыре изображения лошади в разных поворотах. В набросках художник ставит задачу точной передачи пропорций тела лошади. Наброски начаты довольно короткими безнажимными линиями по контуру крупных форм — голова, туловище, шея, ноги. Длина штрихообразных линий, как правило, зависит от протяженности той или иной формы (яркий пример — набросок слева на стадии первоначального построения).

Работа Леонардо да Винчи

Для более правильного обозначения направления форм часто рядом с начальными линиями проводятся почти параллельные им новые, их может быть несколько, они ведутся с большим нажимом (это объясняется тем, что автор, сравнивая свой рисунок с натурой, видит несоответствия изображения на наброске с натуры и, стремясь исправить такое положение, сразу уверенно проводит правильные линии). Линии представляют собой не просто плоский проволочный контур, а являются границей перехода одной формы в другую или обозначают собой место перехода одной формы в другую. Причем, как мы уже указывали, линии проводятся по внешнему очертанию форм, т.е. построение наброска начинается с выявления силуэтного касания объемной формы с окружающей средой.

На этом этапе построения линии, хотя и объемные, а не плоские (за каждой линией мы чувствуем направление формы, объем), имеют простой, иногда схематичный вид (набросок справа, внизу). Это можно объяснить тем, что художник, стремясь как можно точнее зафиксировать главное — конструктивное построение, направление, движение формы, пропорции, в первые же секунды рисования под впечатлением моментально воспринятого прежде всего отмечает это главное в виде прямых или дугообразных линий. Он не заботится о деталях, может быть даже существенных: для него важнее всего уловить направление туловища, шеи, головы, ног лошади, их основные пропорции, а каким образом одна форма в пределах шеи, ног или копыта переходит в другую или сливается с ней, ему сейчас неважно. Дальнейшая работа направлена на более четкое выявление объема отдельных крупных масс и окончательное уточнение и графическое изображение связи одной формы с другой.

Рассмотрение более законченных рисунков показывает, что Леонардо да Винчи начинает внимательнее анализировать особенности каждой формы. Уточняются линии, теперь они проводятся с учетом характерных деталей форм. Часть линий, которые мастер считает верно найденными, обводятся четко, но обводятся не механически, а опять-таки с учетом объемной формы в пространстве, вследствие чего объемность линий не пропадает, а, наоборот, усиливается. Иногда уверенно проводятся рядом линии, уточняющие направление, пропорции формы. Для интенсивного выявления объема рядом с линиями начинает наноситься штриховка, которая в зависимости от направления формы может не доходить до линии, касаться линии или сливаться с ней. Таким образом, линия становится значительно сложнее, чем в начале построения наброска. Форму выявляет также тоновая обработка объемной массы, причем художник, иногда растирает штрих пальцем, способствуя более детальному выявлению формы, а также передаче фактуры. Эта стадия работы хорошо иллюстрируется центральным и правым верхним набросками.

Смотрим дальше информацию о схемах.
Hosted by uCoz