Выполнение набросков с применением элементов схемы построения

Набросок начинают с того, что обозначают общее движение и расположение форм одной, двумя и более вспомогательными линиями, проходящими, как правило, посередине объемной формы или по ее внешнему контуру, и тут же начинается прорисовка этой формы общими линиями. В таких набросках и зарисовках возможна последующая моделировка объема штрихами или растушевкой.

В данном случае рисующий сознательно применяет некоторые элементы схемы построения, но это не значит, что он воспринимает предметы действительности схематично, не видит реальных предметов. Нет, рисующий, воспринимая предмет как он есть, сразу же стремится добавить к видимому очертанию предмета определенные линии и штрихи, которые ярче выявляют его строение, положение в пространстве и помогают более прочно сохранить первоначальное впечатление от восприятия натуры, наиболее точно зафиксировать это впечатление на бумаге.

Например, на одном из рисунков Микеланджело мы видим набросок мужского торса для фигуры раба на фреске потолка Сикстинской капеллы в Ватикане . Художник акцентирует свое внимание на изображении поворота торса и в соответствии с этим движением — на работе мускулов. Его не интересует психологическое состояние изображаемого, он лишь намечает общими, еле заметными линиями голову, причем направление головы намечает вспомогательной прямой линией, которая скорее служит ориентиром для более правильного определения наклона торса.

Работа Микеланджело

Построение начато легкими линиями по внешнему очертанию объемной формы фигуры, после чего мастер переходитк проработке деталей, тщательно анализируя направление каждого мускула. Подробная обработка каждого мускула не мешает чувствовать цельность наброска. Линия как таковая в этом наброске отсутствует. Являясь на первом этапе построения общей проекцией всего изображения, она сливается с собственной или падающей тенью мускулов, переходит в полутень, или рефлекс. Художник как будто лепит графическими средствами объем, он не заботится о красоте линии, ему важно передать сущность каждой формы: как она расположена по отношению к свету, как переходит одна в другую, где границы перехода и т.д.

Микеланджело изучает отношения отдельных деталей формы, и это говорит о том, что у него в течение всего процесса изображения преобладали элементы восприятия натуры над элементами воображения. Набросок имеет чисто познавательный характер. Но обычно то, что изображено на подобных набросках Микеланджело, мы наблюдаем и в его композициях, причем без существенных изменений. То есть мы отмечаем совпадение ранее образовавшегося в представлении и еще не совсем четкого образа с основными характерными чертами изображения модели.

Более ярко виден способ выполнения наброска с помощью элементов схемы в других рисунках Микеланджело. На одном из них мы видим линии схемы построения, проведенные в самом начале рисунка, эти линии помогают выявить направление и объемную конструкцию торса, грудной клетки, головы.

Чтобы сильнее выявить объемность отдельных масс в пространстве, правильно определить направления плоскостей форм, художник отдельные участки наброска покрывает штриховкой. Но следует заметить, что все первоначально нанесенные линии и штрихи в дальнейшем не отрабатываются. Набросок в сущности заканчивается на этой стадии. То есть художник, ставя перед собой задачу — определить пространственные границы фигуры, разобраться в анатомическом и пропорциональном строении, после первых же линий, обозначивших все это, прекращает дальнейшую работу.

Читаем дальше о работе с тоном.
Hosted by uCoz