Наброски и зарисовки пейзажа

Человек изображал пейзаж с давних времен. В процессе исторического развития пейзаж выделился как самостоятельный жанр изобразительного искусства.

Замечательные образцы набросков пейзажа встречаем мы у Леонардо да Винчи, Дюрера, Рембрандта, П. П. Рубенса, Коро, И. И. Шишкина, A. Н. Саврасова, Ф. А. Васильева. И. И. Левитана, B. А.Серова.

Изображают пейзаж и русские художники более позднего периода — А. А. Рылов, К. Ф. Юон, В. В. Мешков, С. В. Герасимов и многие другие.

Зарисовки пейзажа, т.е. изучение бесконечно разнообразных форм природы в их сочетании, дело сложное. Перед художником простирается раздолье лесов, полей, рек, селений. И не так-то просто сконцентрировать свой взгляд на чем-то одном, наиболее интересном.

Поэтому большое значение имеет выбор мотива темы, точки зрения. Удачная композиция пейзажа является сама по себе одним из выразительных средств, способствующих передаче мощи дремучих лесов, просторов полей, зеркальной поверхности рек и озер и т.п. В каждом конкретном случае сам пейзаж в натуре подсказывает композиционное решение на бумаге. Надо обязательно мысленно представить себе изображаемый пейзаж на чистом листе бумаги. Если внимательно присмотреться к пейзажам Шишкина, Левитана, Коровина, то, несмотря на огромное количество их работ, мы не найдем среди них повторяющихся по композиции.

Компонуя набросок пейзажа, необходимо учитывать светотеневые отношения. Особенно это важно, когда пейзаж освещается ярким солнечным светом и когда четкие тени, дающие большие темные пятна на земле, могут мешать выявлению планов, не дают возможности выделить главное. Надо так выбирать мотив, чтобы распределение светлых и темных пятен способствовало раскрытию содержания пейзажа, чтобы оно служило выразительным средством.

Дворик зимой

Это, в свою очередь, обусловливает необходимость изучения особенностей освещения пейзажа. Освещение может быть самым разнообразным. В пасмурный, серый день поверхность земли со всеми находящимися на ней объектами, как правило, темнее неба. При солнечном освещении многие предметы кажутся светлее неба, хотя в общем-то вся земля с деревьями и кустами темнее неба. По-разному освещаются предметы утром, в полдень, вечером, в лунную ночь.

Нередко неумение передать глубину и пространство в набросках объясняется несоблюдением законов линейной и особенно воздушной перспективы. При изображении пейзажа это надо иметь в виду. Любой предмет с удалением от места наблюдения теряет свои четкие очертания, как бы тает в пространстве. Набросок, выполненный с учетом этих особенностей, сможет передать впечатление глубины, пространства, воздуха, водной стихии и отражения в ней.

Прежде чем приступить к зарисовкам пейзажа с несколькими глубинными планами, следует сделать ряд набросков отдельных элементов пейзажа — кустов, деревьев, облаков, построек и т.д. Многие из них затем органически включаются в содержание картин. Выше мы уже рассматривали зарисовки листьев и веток деревьев, цветов и других растительных форм, и это было как бы первым знакомством с растительным миром.

Дальше, к зарисовкам животных и птиц.
Hosted by uCoz