Наброски и зарисовки животных и птиц

Изучение животного мира — важная задача для рисующего. Изображение животных и птиц представляет значительные трудности. Ведь подавляющее большинство из них очень подвижны — их нельзя заставить позировать.

Вот почему обычно до рисования живой натуры начинающему следует выполнить серию набросков и зарисовок с чучел. Чучела изображаются в различных положениях и поворотах. В каждом случае нужно подробно анализировать строение животного, индивидуальные особенности его пропорций, форм, характер внешнего покрова.

Рисовать чучела, и особенно живых животных и птиц помогает знание особенностей их строения, т. е. анатомии. Анатомия позволяет лучше сориентироваться в разнообразных позах животных, разобраться во взаимосвязях частей тела, нередко тщательно скрытых густой шерстью или перьями.

Конечно, для изображения конкретного животного или птицы бывает недостаточно знать только общие сведения об анатомии. Поэтому очень полезно зрительно изучить скелет какою-нибудь животного или птицы, выполнив с него ряд набросков.

Наброски с чучела начинают, как и всегда, с определения композиции. Намечают габаритные размеры чучела. Затем продольной осевой линией, проходящей по хребту и далее через голову и хвост, показывается общее направление всей объемной массы тела животного. После проведения этой линии прорисовываются в общих чертах отдельные части тела туловище, голова, хвост. При этом ни на минуту нельзя упускать из виду общее очертание натуры, общий характер взаимосвязи всех частей тела животного в единое целое.

Предварительное изучение анатомии помогает разбираться в индивидуальных различиях лисы, кошки, собаки, волка. При анализе форм, например, собаки следует вспоминать отличительные признаки лисицы, волка, и наоборот.

При рисовании с натуры чучела лебедя рисующий должен обратить внимание на те его признаки, которые делают эту птицу красивой, изящной. Это обтекаемой формы в виде яйца туловище, длинная, тонкая, поистине изящная шея, довольно стройные и длинные ноги. Нужно считаться и с совершенно белым цветом лебелей при изображении светотени нужно не перечернить участки форм, находящиеся в тени.

Вначале, конечно, рисующий решает, сколько следует сделать набросков на лист (на основе предварительного изучения чучела), в связи с чем и намечает композицию каждого наброска. Наброски можно начинать с прорисовки общего очертания. Для проверки построения туловища можно провести осевую линию. Далее следует уточнение очертании птицы, нужно передать каждый изгиб формы. Заканчивают наброски детальной прорисовкой головы (клюва, глаз), ног. Завершающие линии отличаются интенсивностью, четкостью.

Наброски ястреба

Подобным образом выполняют наброски и с чучел других птиц.

Рисуя птиц, очень удобно применять способ построения с элементами схемы: туловище намечается в виде вытянутого яйца, шея в виде цилиндра, голова — шара. При уточнении этой начальной геометрической основы сравнивают пропорциональные отношения указанных частей, их пространственное положение. Далее отмечают, что форма трудной клетки плавно и по-разному у разных птиц переходит в форму туловища и хвоста. Рисующий обращает внимание на детальный анализ мест перехода одной формы в другую, после чего окончательно прорисовывает клюв, глаза, крылья, ноги. Затем желательно ещё раз проверить общее очертание чучела.

Очень полезно выполнять наброски с двух или трех чучел, составляющих сюжетную постановку. Хорошим примером могут являться наброски с чучел ястреба и голубя

Задача изображения в данном случае усложняется, так как требуется определить пространственное размещение сразу обоих объектов. Необходимо также точно передать величину голубя по отношению к величине ястреба.

Каждый набросок начинается с легкой наметки всей постановки. Общими линиями очерчивается контур ястреба и голубя. И только затем новыми линиями намечают направление туловища, крыльев, головы, ног ястреба и голубя.

В данном случае предварительно очертить контур птиц нужно из-за широкого размаха огромных крыльев ястреба. Если бы рисующий начал сразу с осевых линий, то при данном развороте крыльев ястреба можно было бы легко запутаться в пропорциях, направлениях крыльев, туловища. Конечно, при длительном рисовании это не имеет существенного значения, но при быстром может оказаться препятствием.

Следует отметить, что при рисовании чучел животных и птиц каждая линия должна проводиться с учетом не только общей формы данной части тела. Очень важно понаблюдать особенности строения отдельных участков объемной формы. Та же самая грудная клетка, допустим, у утки имеет множество различных планов, располагающихся в различных направлениях. Характер всех этих плоскостей, планов каждой формы зависит как от анатомического строения, так и от внешнего покрова тела. И только учитывая пространственное положение этих планов в соответствии с закономерностями построения обшей формы, при хорошем знании их, можно провести гибкую выразительную линию.

После упражнений в набросках с чучел животных и птиц переходят к зарисовкам живой натуры. Здесь на первое место выступают задачи изучения разнообразных движений животного и его отдельных членов. Это не значит, конечно, что в погоне за передачей движения можно допускать ошибки в конструктивном и перспективном построении. Каждое движение какой-либо части тела — это изменение её пространственного положения по отношению к другим частям тела или по отношению к рисующему.

Вначале лучше выполнять наброски со спокойных животных или с животных, находящихся в сравнительно спокойных позах.

Перейти к рассказу о композиции.
Hosted by uCoz