Способы выполнения набросков и зарисовок

Наброски и зарисовки выполняются различными способами и приемами. Эти способы и приемы определяются прежде всего целями и задачами, которые ставятся при выполнении набросков, индивидуальными особенностями изображаемой формы, характером психических процессов (восприятия, воображения, мышления) у рисующего во время рисования, уровнем владения изобразительными средствами, особенностями художественных способностей у рисовальщика.

Если, например, нужно изобразить чайник, кувшин, овощи, фрукты и т.п. — можно применить карандаш и выполнить наброски одними линиями или линиями с тоновой обработкой формы; показать в быстрых рисунках стройку, подъемные краны или ажурную решетку ограды старинною особняка помогут перо и тушь; передать прелесть вечерних закатов или тихую гладь лесного озера дает возможность акварель, сепия, мягкий карандаш. Если же требуется зафиксировать движение человека, занятого трудом или просто идущего но дороге, уловить позу льва, пира и других животных в зоопарке — можно воспользоваться и карандашом, и пером с тушью, и углем. Не меньший эффект можно получить и с помощью сангины.

Необходимо, следовательно, в самом начале отдать предпочтение тому или иному способу или приему выполнения быстрого рисунка. Знание, ясное понимание цели и задачи наброска является одним из необходимых условий успешного его выполнения.

Основными задачами и целями, наиболее часто встречающимися в процессе работы над набросками и зарисовками, являются:
  1. Изучение и реалистическое изображение предметов быта, пейзажа, интерьера, архитектуры;
  2. Изучение и реалистическое изображение животного мира;
  3. Поиски наиболее правдивого и отвечающего общим целям произведения (если речь идёт о композиции) положения фигур в пространстве, их движения, наклона, поворота;
  4. Изучение закономерностей линейной и воздушной перспективы, конструктивного строения предметов, светотени.
Для художников или более подготовленных студентов, школьников могут возникнуть и такие задачи, как:
  1. Поиски психологической характеристики (особенно раскрытия внутреннего мира героев, напряжения их душевных и физических сил) — эмоциональная выразительность;
  2. Выявление соответствующих замыслу рисующего черт лица, поиски позы, жеста и мимики.

Взаимоотношение психических процессов у рисующего — восприятия, воображения, мышления, памяти, участвующих в создании зрительного образа, связано со способом выполнения наброска самыми различными приемами.

В одном случае взаимоотношение элементов воображения и элементов восприятия во время работы рисующего обусловливается конкретным композиционным замыслом и определяет собой индивидуальные особенности творческого воображения. Здесь различаются три ярко выраженных вида индивидуальных особенностей творческого воображения.

Для первого вида типична слитность процессов восприятия натуры и воображения. Влияние элементов воображения на элементы непосредственного восприятия происходит у рисующего во время изображения натуры, т.е. в наброске видно стремление окончательно выяснить в натуре то, что особенно важно для рисующего — наклон головы, фигуры, жест рук, психологическую характеристику лица и т.п.

Женский портрет А. И. Матисс

Отличительной чертой второго вида служит преобладание элементов восприятия, в результате чего происходит систематическое насыщение и развитие зрительного образа. В этом случае очень внимательно изучается буквально все, что необходимо для творческого замысла рисующего, чтобы потом, при непосредственной работе над композицией, можно было бы не прибегать к натуре.

Третий вид характеризуется доминирующим значением элементов воображения. Выбирая в натуре черты, которые необходимы для создаваемого зрительного образа, рисующий опирается преимущественно на ранее задуманное, т. е. на образы воображения.

В другом случае набросок сразу же фиксирует образ объекта изображения, полученный при начальном восприятии этого объекта, но одновременно первые же проведенны линии влияют на процесс дальнейшего восприятия. Эти линии, дающие, как правило, общее очертание, показывают пространственное положение модели, способствуют при более детальном восприятии натуры сохранению на бумаге общего в образе объекта, этого общего — в движении, в пропорциях. То есть процесс зрительного восприятия натуры и элементы непосредственного графического изображения влияют друг на друга и в течение всего периода изображения находятся в тесной взаимосвязи.

Анализ набросков мастеров изобразительного искусства свидетельствует о том, что каждый художник сознательно применяет различные способы построения набросков и соответственно с этим может по-своему организовать процесс восприятия натуры, что подтверждается одновременным наличием у подавляющего большинства художников элементов всех видов индивидуальных особенностей творческого воображения. Значит, формирование зрительного образа изображаемого предмета происходит вполне осмысленно и находится под постоянным контролем рисующего, т.е. все психические процессы, участвующие при выполнении быстрого рисунка с натуры, и прежде всего процессы зрительного восприятия и воображения, развиваются при активном участии сознания самого художника и направлены на решение главного в поставленной задаче: Это необходимо учитывать при рассмотрении способов выполнения набросков и разработке соответствующих методик построения набросков и зарисовок с натуры.

Создающийся во время построения наброска зрительный образ, на первый взгляд, как результат моментального выбирания в процессе восприятия кажется расплывчатым и неудовлетворительным с точки зрения реалистического изображения. Но, как свидетельствуют замечательные наброски и зарисовки мастеров, и при моментальном восприятии, когда весь процесс зрительного восприятия имеет особую целенаправленность, наблюдаются все основные признаки реакции детального видения.

Упражнения студентов, школьников в исполнении набросков и служат важным средством развития указанных особенностей моментального восприятия.

Рассмотрим различные способы выполнения набросков и зарисовок.
Hosted by uCoz